Архив новостей

Реформа ЕСН может обернуться катастрофой.



Для того чтобы закон о реформе единого социального налога (ЕСН) заработал, нужно поправить еще полторы сотни норм и законов, в противном случае реформа не состоится. Пока соответствующие поправки в Госдуму не внесены. Кроме правовых, предстоит столкнуться и с административными трудностями. Неясно, кто будет контролировать уплату взносов, нужны новые бланки и формы отчетности, бухгалтерские программы и так далее.

Напомним, что с 1 января 2010 года предпринимателям придется выплачивать вместо единого налога взносы в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и Фонд социального страхования. Переход на новую систему уплаты страховых взносов произойдет в 2010 году, но ставка страховых взносов останется на уровне ЕСН. А вот с 1 января 2011 года размер налога вырастет до 34 процентов. Будут установлены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд - 26 процентов, в Фонд соцстрахования - 2,9 процента, в Федеральный фонд обязательного медстрахования - 2,1 процента, в территориальные фонды обязательного медстрахования - 3 процента.

Увеличение налогового бремени будет особенно заметно для применяющих упрощенную систему налогообложения. Объем платежей увеличится с 14 процентов до 34 процентов. Однако при достижении зарплаты сотрудника 415 000 рублей с начала года, взносы не будут начисляться. В том случае, если зарплата сотрудника составляет, например, 60 000 рублей в месяц, то с августа 2010 года страховые взносы на его зарплату не будут начисляться. Для организации это, безусловно, выгодно. Эта норма стимулирует "уход в тень" организаций с зарплатами до 34 000 рублей в месяц и, наоборот, повышение "белой" заработной платы для всех остальных, говорит руководитель отдела юридического бюро "Падва и Эпштейн" Ольга Кузуб.

Переход от ЕСН к страховым взносам вызовет сложности в применении норм закона. До изменения законодательства придется руководствоваться письмами-ответами на запросы плательщиков взносов. Предстоит столкнуться и с административными проблемами. Во-первых, необходимо издать инструкции и другие акты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной налоговой службы, в т.ч. по вопросам взаимодействия этих ведомств. Во-вторых, создать специальные подразделения по учету и проверке уплаты взносов. В-третьих, разработать новые формы и бланки бухгалтерской отчетности. А организациям эксперты рекомендуют прямо сейчас провести сверку расчетов по всем платежам во внебюджетные фонды.

Реформа по замене ЕСН на взносы была задумана с целью снижения налогового бремени, одновременно с отменой подоходного налога с пенсионных выплат граждан. "Как видим, эти предложения общественных организаций не реализованы. Платежей и проверок стало больше, отчетность и администрирование платежей усложнились. В целом реформа возвращает нас к ситуации, которая уже практиковалась в стране несколько лет и доказала свою неэффективность. Увеличения собираемости или роста абсолютного размера взносов не произойдет. В данный период рационально поддерживать реальный сектор экономики, а не усложнять условия его работы", - отмечает эксперт.

"Технически замена ЕСН на страховые взносы не вызовет существенных проблем для предприятий, за исключением, конечно, некоторой неразберихи, которая будет связана с освоением новых норм на практике. При этом нужно отметить, что такая замена приведет к увеличению налоговой нагрузки на предприятия, что негативно скажется на бизнесе", - отмечает Наталья Новикова, ведущий консультант "Интерком-Аудит".

"Конечно, странно, что до сих пор нет утвержденных решений по организации переходного периода с ЕСН на страховые взносы. Однако впереди еще целый квартал и скорее всего уж в канун 31 декабря все необходимые изменения будут приняты. Не обойдется и без подключения административного ресурса, глобальность

задуманного это подразумевает. Навряд ли сроки реформы будут передвинуты", - считает Елена Южакова, замгенерального директора аудиторской компании МКПЦН. Остается только надеяться, что законодатель действительно успеет "переориентировать" действующую систему под новые нормы закона, добавляет Наталья Новикова.
Ирина Колодина

Источник: "Российская Бизнес-газета" №720 (36) от 22 сентября 2009 г.

03 Июл 2010